«КАМСКИЕ ЗОРИ»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми.

Деятельность приюта

В Менделеевском районе социальный приют для детей и подростков «Камские зори» функционирует с 29 августа 2001 года.

Мощность учреждения — 31 стационарное койко-место.

Приют осуществляет заботу и социальную реабилитацию детей и подростков, утративших семейные связи, оставшихся без надзора родителей. Состав детей неоднороден по возрасту, полу, умственному и физическому развитию, а так же причинам, приведшим их в наше учреждение. Но все они – дети с разрушенной системой социальных связей и с нарушенной психикой.

Основными направлениями работы приюта являются физическое, психическое, духовное оздоровление ребенка, социальная и педагогическая реабилитация.

Вся работа коллектива приюта строится в соответствии с требованиями федеральной программы «Дети России» и республиканской целевой программы «Дети Татарстана» по оказанию помощи и поддержки семье и детям.

Нелегкая ноша лежит на плечах работников приюта – ведь именно они призваны своей заботой и вниманием, а порой просто добрым словом излечить обездоленных, дать им возможность выстоять в тяжелой жизненной ситуации, укрепить надежду на светлое будущее.

А мы не устаем, а мы не плачем,
Мы просто не умеем жить иначе!
Мы дарим сердце щедро не скупясь
И трудности встречаем не боясь.

И душами мы вряд ли зачерствеем,
Ведь говорили, просто не умеем –
В сторонке жить, закрывши плотно дверь,
Работа и судьба единые теперь.

В этом доме все для детей. Кроме социальной поддержки, наши воспитанники, как правило, нуждаются также и в психолого-педагогической. А зачастую и медицинской помощи. Одним из направлений в деятельности приюта является социально-медицинская реабилитация, которая заключается в медицинском обследовании ребенка. Очень часто мы встречаемся с поражением дыхательной системы (у многих большой стаж курения), практически у всех поражен желудочно-кишечный тракт. У значительного числа детей аномалии развития и заболевания мочеполовой системы, поступают с педикулезом и чесоткой. Медицинская служба приюта проводит сначала первичное, затем углубленное обследование ребенка, при необходимости воспитаннику назначается лечение в специализированных учреждениях здравоохранения Республики Татарстан.

В приюте разработана и действует комплексная целевая программа «Здоровый образ жизни: Свое здоровье – своими силами». Большая работа ведется по укреплению физического здоровья детей, формированию здорового образа жизни. Кроме ежедневных оздоровительно-гигиенических процедур педагоги и медработники проводят специальные занятия, ориентируют детей на заботу о своем здоровье. Серьезное внимание уделяется гигиеническим навыкам, охране репродуктивного здоровья девочек. Применяются как групповые, так и индивидуальные формы обучения. Спорт занимает ведущее место в формировании здорового образа жизни. Занятия в тренажерном зале приюта проводятся с учетом физического состояния и возрастных особенностей.

Социально-педагогическая реабилитация занимает одно из ведущих мест в деятельности приюта. Педагоги оказывают индивидуальную помощь в преодолении трудностей в учебе воспитанника, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние, в частности, повышается самооценка ребенка, вера в свои силы, ребенок смелее раскрывает свои способности, становится открытым в общении с ровесниками и взрослыми. Внимание к ребенку как к личности, уважение его прав, создание теплой, дружеской атмосферы в группе – девиз ежедневного труда педагогов приюта.

Трудовая деятельность – коррекционный процесс, который дает ребенку возможность для самоутверждения. Под чутким руководством инструкторов по трудовому обучению воспитанники обучаются различным трудовым навыкам. Так, мальчики обретают опыт работы на деревообрабатывающих станках, обучаются технике выжигания по дереву и др. Девочки знакомятся с азбукой вязания на спицах, крючком, приобретают опыт работы на швейной машине. Наши девочки и мальчики с удовольствием занимаются в мастерских, так как видят наглядные результаты своего труда. С большим интересом дети осваивают технологию правильного приготовления необходимого материала, в качестве которого мы используем глину, соломку для изготовления поделок. Хочется отметить, что трудовая деятельность в приюте разнообразна, и каждый ребенок может найти себе занятие по душе.

Специалистами по социальной работе ведется регулярная кропотливая работа с семьей, с родителями, цель которой в восстановлении единства семьи, нормализации отношений в ней.

Совместные праздники, смотры, конкурсы, экскурсии, трудовые дела, проводимые в приюте, способствуют возникновению добрых перемен в психологической сфере ребенка, ощущению домашней атмосферы, доверия, укрепления внутренней силы, убеждения, что он может справиться с любыми трудностями.

Дети, проживающие в приюте, как правило, пережили на своем коротком веку немало потрясений: безразличие и жестокое обращение; пьяные разгулы взрослых, драки и издевательства. Многие из них прошли нелегкую школу выживания, большинство из детей социально и педагогически запущены и физически ослаблены. Задача нашего приюта не только дать кров ребенку, одеть и обуть его, а попытаться, прежде всего, восстановить либо компенсировать утраченные им семейные связи. Основным направлением деятельности специалистов по социальной работе является восстановление социального статуса ребенка.

Этот многогранный труд сотрудников включает в себя социально-педагогическую диагностику (первый уровень мероприятий по восстановлению статуса ребенка), которая предполагает сбор данных о семье, условиях жизни, информации о влиянии на ребенка семейного окружения, а также анализ информации для разработки плана помощи семье. Далее следует коррекционно-профилактическая работа – важнейшая составляющая социального возрождения воспитанника и его дальнейшего социального развития. В данном направлении деятельности сотрудников используются следующие наиважнейшие принципы: своевременности, гуманизма, индивидуального подхода, стимулирования семьи к самопомощи (изменению образа жизни), а также принцип интеграции усилий всех служб приюта для разрешения проблем семьи.

Интегративные усилия всех служб включает в себя: психологическое консультирование семей, в которых еще не утрачен интерес родителей к проблемам детей и не утеряна способность к их воспитанию; психолого-педагогическое просвещение родителей, предусматривающее просвещение родителей по вопросам воспитания детей, также ознакомление родителей с психологическими особенностями ребенка и рекомендациями психолога во взаимодействии с ребенком в соответствии с данными особенностями.

Важным инструментом восстановления социального статуса воспитанника как члена семьи является социальный патронаж, являющийся формой индивидуальной адресной социальной поддержки и необходимой услугой семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Каждый день встречает дом всех нас,
В этом доме много добрых глаз.
Здесь живут мои друзья
Этот дом моя семья.

Здесь мне рады, точно знаю я.
… Дом, как известно всем давно, –
Это не стены. Не окно.
Даже и стулья за столом – это не дом.

Дом – это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут.
Где ты забудешь о плохом –

Это твой ДОМ

Мальчишки и девчонки, так рано познавшие слезы, несправедливость, предательство близких людей, выживают с мыслью о хлебе насущном, порой не зная, что их ждет, и где они окажутся завтра. Каждый из нас в ответе на сегодняшнее молодое поколение. Если мы хотим в третьем тысячелетии сохраниться как нация, мы просто обязаны уже сегодня сделать все, чтобы снять молодежь с иглы, увести из притонов, накормить досыта, одеть и обуть, дать им приличное образование, работу, истребить беспризорность и криминал в детской среде.

У каждого из наших воспитанников своя изломанная судьба. И сколько требуется от взрослого, выбравшего местом работы социальный приют, самоотверженности, сердечности, ума, такта, опыта, чтобы устранить разлад в душе ожесточенного ребенка и на месте головешек построить новое, пусть и хрупкое, здание надежды и веры.

Дети у нас разные: кроткие и послушные, хулиганистые и задиристые, спокойные и исполнительные, дерзкие и эгоистичные. И к каждому педагоги находят индивидуальный подход, оказывают внимание, терпение, заботу и любовь.

Наши воспитанники в основном дети из неблагополучных, социально незащищенных, малообеспеченных семей. Государство полностью взяло на себя заботу о них. Дети одеты, обуты, обеспечены всем необходимым, но как бы ни старались педагоги и сотрудники, мать и отца заменить очень трудно. Воспитанники и педагоги нашего приюта – единая семья. Взрослый человек в приюте – это не просто воспитатель. Он носитель истины, доброты, справедливости, человек, отвергающий людскую злобу, утешитель, духовный лекарь. Поровну всем отдать себя, где-то на задворках сознания имея еще собственную семью, разделиться на равное количество частей — ведь повышенное внимание к одному приводит к ревности, слезам и обидам другого, когда даже теплое слово, сказанное одному, требует быть повторенным другим. И по голове погладить надо всех без обид.