Свет «Камских зорь».
«Лихие девяностые» не прошли даром для нашего небольшого менделеевского района. Трудное время экономических реформ привело к ухудшению финансового положения значительной массы населения, к росту беспризорности и безнадзорности детей и подростков, преступности среди несовершеннолетних. Площади и улицы возле торговых точек наполнились малолетними попрошайками. Выход из критической ситуации был найден: было решено открыть новое специализированное учреждение для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в помощи государства под патронажем Управления социальной защиты населения.
29 августа 2001 года – в Менделеевске гостеприимно распахнул свои двери для тридцати обездоленных детей и подростков социальный приют «Камские зори», открытый в республике тринадцатый по счёту.
Давно уже стали частью истории дети «попрашайки» из эпохи реформ, но приют не теряет своей актуальности и значимости в жизни района, помогая прочно стать на ноги детям оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Пришло время для промежуточного анализа работы проделанной коллективом приюта «Камские зори».
Название учреждения предложил директор – Павел Степанович Миронов, зная, что жизнь города начинается с рассвета на камском берегу, на котором расположен Менделеевск, приветствуя округу звоном Богоявленской церкви.
Символ приюта – ладонь, оберегающая детей, означает надежду на новый день, на заботу ближних, на неравнодушие окружающего общества.
За 16 летнюю историю существования своей деятельности достигнуто немало результатов. И самый главный результат на наш взгляд – успешные, полноценные семьи наших первых воспитанников, которые сами воспитывают своих детей (есть по 2-3 ребенка: Хакимовы, Стас и Лена Ермаковы, Гаффаровы).
Интересна и профессиональная биография наших «первенцев» - стройка объектов в Сочи (Андрей Еремеев), грузоперевозки по России (Кирилл Тихонов), предпринимательство в Турции (Женя Лупов). Отрадно видеть улыбающихся их молодых лица на страницах Интернета, где они искренне шлют коллективу приюта привет, спрашивают о делах, приходят в гости и приносят с собой подарки для нынешних воспитанников.
Серьезные жизненные и профессиональные достижения базируются на весомом законодательном фундаменте. Работа коллектива приюта соответствует требованиям:
- Федеральной программы «Дети России»;
- Республиканской целевой программы «Дети Татарстана»;
- Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» № 442- ФЗ от 28.12.2013 г.;
- Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.1999г.;
- Постановлением Кабинета Министров РТ № 644 от 30.07.2012г. «Об утверждении Стандарта качества государственной услуги по предоставлению приюта детям – сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий»;
- Уставом учреждения.
Важнейшая составляющая социальной реабилитации, в контексте которого велась работа – это индивидуальный подход к каждому воспитаннику, выявление и развитие позитивных качеств личности, опора на созидательность и творчество. Атмосфера царящая в приюте с первых дней существования учреждения по-настоящему семейная, гармоничная, способствующая всестороннему развитию личности каждого воспитанника.
Основой деятельности приюта, стала богатая история нашего края, его культурное историческое и промышленное значение в жизни региона. Именно духовно-нравственное воспитание становится главной частью всей социально-реабилитационной деятельности и внедряется в практику по четырем направлениям:
- историко-патриотическое;
- культурно-просветительское;
- гражданско-профориентационное;
- спортивно-оздоровительное.
Не остаётся в стороне и экологическое воспитание, которое осуществляется не только на видеопрезентациях. Идет большая работа, направленная на знакомство с природой родного края, и систематической работой в живом уголке, «зеленом коридоре», где благоухают различные комнатные цветы. А уход за попугайчиками – это особая часть работы по приобщению воспитанников к миру животных, воспитанию любви к ближнему, состраданию и помощи.
Ближе к весне окна групп пополняются ящиками с рассадой для приютской теплицы, огорода и цветочных клумб. Выращивая первую зелень своими руками – даем прекрасное дополнение к столу и урок навыков сохранения и приумножения семейного бюджета на будущее.
Успешно защитил приют и профессию «Фермера» на республиканском семинаре по внедрению новых профориентационных технологий и воспитанники с удовольствием применяют знания по программе:
- ухаживают за участком на территории приюта;
- знакомятся и собирают литературу по темам;
- сажают рассаду для участка;
- участвуют в экспериментальной деятельности по озеленению и оформлению;
В 2016 году группа педагогов участвовала в Конкурсе социальных и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ» и АО «РИТЭК» в Республике Татарстан в номинации «ЭКОЛОГИЯ» (экологическое просвещение) и профориентации в области фермерского хозяйства с проектом «Я бы в фермеры пошел, пусть меня научат».
Именно фермерские хозяйства района и ПСК «Победа» являются нашими постоянными спонсорами, снабжая приют медом, овощами, удобрением для приусадебного участка.
Деятельность тружеников сельского хозяйства постоянно освещается в газете «Менделеевские новости», что добавляет конкурентоспособности, востребованности, общественной значимости этой сферы деятельности.
Трудолюбие, любовь к земле, уход за домашними животными становится частью жизни многих наших воспитанников, особенно из сельских населенных пунктов.
В этом году состоялась закупка и начнётся установка оборудования по полученному в 2017 году гранту проекта ПАО «ЛУКОЙЛ» и АО «РИТЭК» в Республике Татарстан в номинации «ЭКОЛОГИЯ» «Фруктовый дворик» на сумму 300 000 рублей.
Одновременно приют зарекомендовал себя как успешная инновационная площадка в области формирования положительных семейных ценностей, позитивных интересов, навыков здорового образа жизни, духовно - нравственного развития.
Задачами, обеспечивающими социализацию воспитанника становится:
- стимулирование социальной активности личности через включение в развивающую деятельность;
- формирование гражданского и патриотического сознания и подготовка к военной службе;
- формирование интереса к рабочим профессиям, формируя представление о людях труда, значимости их деятельности;
- формирование семейных ценностей и положительного отношения к учебе, как приоритетной для деятельности воспитанников;
- формирование и закрепление навыков ЗОЖ, как основы для дальнейшего духовного роста и совершенствовании личности ребенка.
Главной целью деятельности приюта становится формирование у совершеннолетних духовно-нравственных ценностей через воспитание патриотических, гражданских, социокультурных качеств личности, определяющих активную жизненную позицию, формируем желание включится в современный ритм жизни общества, что требует развития определенных профессиональных установок, интеллектуального и физического развития каждого ребенка.
Деятельность приюта и педагогов в духовно-нравственном развитии воспитанников получила высокую оценку и на уровне министерства МТЗ и СЗ РТ и других ведомств:
- 2005 год - приют удостоен Диплома победителя Республиканского конкурса «Общественная инициатива - 2005» с программой «Сделаем мир краше!» и грант в размере 52 тысячи рублей.
- 2007 год – Благодарственное письмо Кабинета Министров РТ за участие в республиканском конкурсе «Общественная инициатива- 2007» с проектом «Тепло домашнего очага».
- 2007 год – Антинаркотический профилактический проект «за чистоту жизни» признан победителем в Республиканском конкурсе и награждён Почётной грамотой Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Авторскому коллективу приюта – Победителю конкурса вручён ценный приз – ноутбук.
- 2008 год – Второе место в Республиканском конкурсе на звание «Лучшее учреждение социальной защиты», вручён Диплом и многофункциональное устройство за внедрение социальной технологии «Детско – родительский клуб «Семейная гармония».
- 2009 год - Диплом Победителя республиканского конкурса «Общественная инициатива - 2009» за разработку и внедрение проекта «Будьте здоровы!» с вручением гранта в сумме 25 тысяч рублей.
- 2010 год – Свидетельство Победителя 1 конкурса социальных и культурных проектов нефтяной компании «РИТЭК» в Республике Татарстан и грант в сумме 75 тысяч рублей за проект «Живая память поколений».
- 2010 год – третье место в Республиканском конкурсе программ социально - реабилитационной работы в области патриотического воспитания и сертификат на сумму 10 тысяч рублей.
- 2013 год - Свидетельство Победителя 4 конкурса социальных и культурных проектов нефтяной компании «РИТЭК» в Республике Татарстан и грант в сумме 190 тысяч рублей за проект «Мир прекрасен, почувствуй этот мир!», на средства которого в приюте оборудована и функционирует сенсорная комната.
- С проектами «Свеча памяти» участвовал в конкурсе Социальных и культурных проектов ОАО « ЛУКОЙЛ» в РТ.
- 2015 год - Диплом за 1 место в Республиканском конкурсе эффективных практик по воспитанию детей и подростков в духе уважения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Татарстане, в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации в номинации «Лучшая практика по изучению культуры, традиций, обычаев народов, проживающих в Республике Татарстан с привлечением социально-ориентированных некоммерческих, общественных организаций» за программу "О Родине любимой свое мы скажем слово". г.Казань.
- 2015 год - Диплом победителя в Педагогическом конкурсе «Серафимовский учитель – 2015» в направлении: «Разработка и реализация программы в области духовно-нравственного воспитания, ориентированной на отдельные социальные категории (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья)». Приволжский федеральный округ.
- 2015 год - Диплом за 1 место в районном этапе республиканского конкурса «Мы за дружбу народов! Мы против насилия!» г.Менделеевск.
- 2016 год - Диплом за 1 место в Республиканском конкурсе эффективных практик по воспитанию детей и подростков в духе уважения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Татарстане, в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в номинации «Воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа». г.Казань.
- 2016 год - Диплом за 1 место в Республиканском конкурсе социальных программ на лучшую организацию социально-реабилитационной работы по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в номинации «Формирование ответственного родительства, ранняя профилактика жестокого обращения с детьми». Г.Казань
- 2016 год - Диплом участника Педагогического конкурса «Серафимовский учитель - 2016» Благотворительного Фонда преподобного Серафима Саровского. г. Нижний Новгород
- 2017 год - Диплом за 1 место в Республиканском конкурсе эффективных практик по воспитанию детей и подростков в духе уважения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Татарстане, в специализированных учреждениях для несовершеннолетних в номинации «Воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа». г.Казань
- 2017 год - Свидетельство Победителя 7 конкурса социальных и культурных проектов нефтяной компании «РИТЭК» в Республике Татарстан и грант в сумме 300 тысяч рублей за проект «Фруктовый дворик», на средства которого в приюте оборудуется центральная часть приусадебного участка и зона отдыха.
Особо хочется отметить деятельность дошкольной группы, которая так тепло и ярко называется «Солнышко».
Мы, воспитатели дошкольной группы - считаем что, процесс успешной социальной реабилитации ребенка возможен только при условии, если рядом с ним находится социально успешный взрослый воспитатель, разносторонний, творческий, востребованный в общественной жизни и занимающий активную жизненную позицию. Постоянное самообразование помогает нам достичь не только профессиональных, но и жизненных успехов: все имеют прочные семьи, счастливых детей, получивших разностороннее образование и уже у некоторых есть желанные и любимые внуки, что и является лучшим доказательством преемственности поколений, умение сохранить семью, заботиться о здоровье и благополучие близких.
Каждый уголок группы мы постарались оформить с любовью и теплотой, что и несет позитивную информацию, обогащает сенсорное восприятие наших малышек и радуют глаз всех приходящих к нам гостей: «Уголок сенсорного развития», «Уголок национальных культур», «Уголок театрального искусства», «Уголок интеллектуального развития», «Библиотечный уголок», «Эколого – экспериментальный уголок», «Уголок художественного творчества».
В фойе дошкольной группы гостей встречают персонажи кукольного театра. Куклы пальчиковые и перчаточные, предметы постоянного использования в ежедневной работе, обогащают занятия и педагогическую работу с дошкольниками игровыми сюрпризными моментами.
Изюминка группы – сенсорная комната в которую входят оборудование для релаксации и развития образного мышления. Что создает атмосферу спокойствия и удовлетворения.
Дети раскрепощаются во время сеансов, развивают фантазию и воображение, испытывают новые ощущения и положительные эмоции.
Особо удачным видом деятельности и приобщения к творчеству, мы считаем выставочный зал работ наших воспитанников и педагогов, который постоянно обновляем и совершенствуем. Для изготовления работ стараемся применить весь подручный материал начиная с бумажных салфеток и заканчивая ненужными пластиковыми бутылками и бумажными коробками. Здесь очень важно донести до воспитанников мысль об экологической ситуации нашей планеты красавицы Земли, развить умение применять детьми отслужившие ненужные вещи и предметы в полезные и красивые творческие работы. Принимали участие в «Движение ЭКА» (ЭКА. Зеленое движение России). Проводим экологические занятия и надеемся вырастить неравнодушное поколение и делаем вклад в лучшее будущее нашей зеленой планеты! В мае стартовал всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветные капли». Его цель – вдохновить детей беречь воду и действовать в защиту водоемов для сохранения бесценной чистой воды. Готовя совместные работы с дошкольниками, наши воспитанники узнают много интересного, запомнят правила поведения в природе и будут любить ее. Наши старания отмечены дипломами за проведение IV Всероссийского урока «Хранители воды».
С началом лицензирования СПДП "Камские зори" в сентябре 2017 года на право предоставлять образовательные услуги для дошкольников, являющихся воспитанниками приюта, воспитатели полностью ответственны за «формирование человеческой души и тела» наших подопечных. Мы максимально ориентируемся на индивидуальные особенности ребенка, что соответствует современной концепции дошкольного воспитания, признавая самоценность дошкольного детства и право каждого ребенка на полноценность его проживания. Это отражено и в основных наших документах - индивидуальных программах реабилитации, портфолио и работе с детьми по подготовке к школе.
Пять образовательных областей программы ФГОС «От рождения до школы» - "Социально - коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно эстетическое развитие", "Физическое развитие" построены с учетом интеграции образовательных областей в соответствии со спецификой и возможностями возраста детей. Очень удачен приоритет программы - воспитание свободного, уверенного человека с активной жизненной позицией, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
Девиз сегодняшнего дня для нас как педагогов: "Не рядом, не над ним, а вместе с ребёнком!"
Самыми интересными и имеющими практический опыт применения является – экспериментальная деятельность, занятия – эксперименты с водой, воздухом, песком, предметами, веществами. Это огромный скачок в сенсорном развитии, ощущениях и зрительном восприятии воспитанников, их обогащение в интеллектуальном плане, почва для развития любознательности и расширения кругозора.
Наукой доказано, что жизненное кредо в ребенке закладывается в 5-6 лет, а вместе с ним его дальнейшие либо успехи, либо поражения. Дошкольный возраст - самый благоприятный сенситивный период для развития личностных качеств: воли, упорства, целеустремленности, трудолюбия, коммуникабельности. И внедряемое нами сенсорное воспитание – каждодневный, постоянный партнер педагога в реализации самых смелых и ярких идей и необходимой коррекционной работы.
В ближайшее время мы с коллегами намерены реализовать в работе с детьми дошкольного возраста следующие передовые направления, привлекая для этого средства социальных партнеров:
В области "Познавательное развитие":
- Коллекционирование
- экспериментирование, опытную деятельность
- робототехнику
- проектную деятельность
- занятия с Блоками Дьенеша как средством формирования логического мышления, интеллекта, ассоциативных связей и сенсорного развития,
В области "Социально - коммуникативное развитие":
- экскурсионная деятельность,
- изготовление вместе с детьми и реализация сувенирной и печатной продукции.
Большую роль в организации досуга отводим кружковой работе. Постоянная работа кружков «Акварелька», «Юный эколог», «Мастерская слова», «Арт - терапия» работают не только на сенсорное, но и на всестороннее развитие, закладывая в каждом ребенке творческие способности, способность видеть и постигать прекрасное.
Художественно - эстетическое развитие, как область ФГОС «От рождения до школы» также реализуется в ходе постоянных конкурсов, выставок, занятий и экскурсий в учреждения культуры. Книги, фильмы, выставки раскрывают перед детьми многообразие произведений культуры, ремесел, искусства.
Духовно-нравственное составляющее проходит через все этапы детства. Начиная с раннего дошкольного возраста, завершая восемнадцатилетними выходцами во взрослую жизнь. Именно недостатки нравственных норм и правил в семье, чаще всего оказывается причиной ее разлада и деградации. Показывая неправильные стороны жизни нашим воспитанникам мы стараемся дать верные ориентиры для создания и сохранения будущих семей, используя богатый опыт этнопедагогики и социокультурного окружения. Особые отношения у дошкольной группы сложились с детской библиотекой города, имея двусторонний договор о сотрудничестве, регулярно совершаем обмен книг в уголке передвижной библиотеки. Участвуем в совместных мероприятиях и акциях, последняя награда – сертификат участника Международной благотворительной акции «Кораблик доброты 2018», который проводил Департамент культуры и молодежной политики Администрации г.о.Самара.
Работаем в тесном сотрудничестве с Домом Дружбы Народов, посещаем выступления фольклорных коллективов и ансамблей, изучаем историю костюмов, обычаев и быта в музейном комплексе «Ушковская усадьба» приближая понимание юных граждан Родины к тому, что они тоже являются частью большого и целого государства Россия, имеющего богатейшие традиции, культуру, литературу, служащего оплотом МИРА и стабильности во всем европейском регионе.
Чтобы охватить большее, начинаем с малого. Полезным и познавательным становятся прогулки и экскурсии по родному краю:
- «Их именами названы улицы нашего города»;
- «Литературный дворик»;
- «Памятные места родного края»;
- «Пройдусь по Зеленой, сверну на Гагарина»;
- «Дорога к ХРАМУ»;
- «От старины до новостроек»;
- «Парки и скверы родного города»;
- «Детский городок – поведению урок»;
- «Дорогу от аптеки до библиотеки знать должны все дети»;
- «То березка, то рябина»
В приюте пропагандируется толерантность, как основа существования и взаимопроникновения культур многонациональной Республики Татарстан. Сотрудники и воспитанники приняли в 2016 и 2017гг участие в фестивале народного творчества города «Наша дружная семья», посвященному единству народов населяющих РТ. В этом году коллектив стал лауреатом 2 степени в фестивале народного творчества «Живые страницы истории» с хореографической композицией. Блюда национальной кухни дети пробуют не только в приюте, на кружке «Хозяюшка», но и на городских площадях во время национальных праздников, когда представители диаспор рекламируют свой национальный колорит. Это происходит на праздниках «Сабантуй», «День города», «Масленница», «Ураза-байрам» и т.д.
Быт и обычаи - не только повседневная реальность, но и семейная философия, которая передается из поколения в поколение. Приют призван соединить все эти звенья этой цепи, чтобы ребенок чувствовал себя нужным, защищенным, способным на созидание, объектом педагогического и общественного воздействия.
За годы работы приюта не только созданы комфортные условия для проживания воспитанников, но и собрана серьезная методологическая база для осуществления социальной реабилитации, повышения ее эффективности, отслеживания достигнутых результатов и коррекции отклонений.
«Дорогу осилит идущий» - это напутствие не только даем нашим детям, но и сами следуем ему, находясь в гуще событий, корректируя вокруг приюта энергетические и экономические потоки, являясь важным и востребованным звеном нашего современного общества.
И в завершении нашего маленького рассказа хочется добавить поэтические строки, которые написала моя коллега, поэтесса, воспитатель дошкольной группы Марина Владимировна Куликова.
Свет «Камских зорь» дает надежду
Жить завтра лучше, чем вчера,
И вот уже 17-летие
Идем дорогою ДОБРА.
И на работе мы стремимся
Не только деньги получать,
А детские убрать слезинки
Надежду им вернуть опять!!!
И плыть не только по теченью
А всем препятствиям назло.
Всегда научим и поддержим,
Чтоб отличить «добро» и «зло».
И пусть бегут звеня, ликуя,
Как маленькие ручейки,
Объединяясь в мощь и силу
Уверенной, большой реки.
И в этом главная задача:
МИР улучшать и ЖИЗНЬ вокруг,
Здоровья, успехов, процветания
Воспитанникам и тебе - родной ПРИЮТ!!!
Источник: Тимургалеева Л.Г.
04.06.2018 16:32