«КАМСКИЕ ЗОРИ»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми.

Подготовка к школе

Занятия отменяются!

Что самое важное летом? Отдых! Ребенок должен высыпаться, вкусно и полезно есть, как можно больше времени проводить на свежем воздухе. В условиях соблюдения режима дня все это укрепит не только здоровье малыша, но и его нервную систему. Что же касается специально организованных занятий по поддержанию и приумножению знаний, умений и навыков будущего школьника, возьмем на себя смелость утверждать, что они приносят порой больше вреда, чем пользы, сводя на нет все усилия по укреплению нервной системы ребенка (и родителей, кстати, тоже).

Во-первых, потому что в делах, касающихся школы, мамы и папы – не самый большой авторитет для малыша, что изначально усложняет процесс передачи знаний. Во-вторых, мы, как правило, не обладаем достаточными знаниями и навыками, чтобы сделать занятие приятным и полезным одновременно, раздражаемся, повышаем голос, позволяем себе неконструктивные замечания и даже шлепки и подзатыльники. А уж если мама имеет отношение к педагогике – держись малыш! 

А как же знания? – спросите вы. Ведь в нынешней начальной школе программа программе рознь! Есть такие, которые требуют от первоклашки очень крепкой базы, в противном случае он с первых дней начнет испытывать трудности и очень быстро потеряет интерес к учебе. 

Это, конечно, аргумент. И тем не менее – долой занятия!

 

 

УРОК 1

Независимо от того, насколько хорошо овладел будущий первоклассник специальными «школьными» навыками и умениями, трудиться в каникулы над тем, чтобы их закрепить или наверстать, специально не нужно! Нужно делать это НЕ специально!

«Джентльменский набор» первоклашки

Какими специальными навыками уже овладел ваш дошкольник? Чтением, счетом за пределом десятка, решением простых математических задач и фонематическим анализом слова? Наличие этого «джентльменского набора» традиционно считается хорошим тоном при поступлении в школу. Есть дети, которые легко с ним справляются, а есть малыши, у которых эти премудрости вызывают затруднения. 

Дело в том, что в основе овладения такими навыками лежат определенные психофизиологические механизмы, которые в дошкольном и младшем школьном возрасте продолжают активное развитие. Формирование психических процессов происходит скачкообразно. Еще сегодня кроха не справлялся с заданиями, требующими логических форм мышления, а уже завтра это оказывается ему под силу. Именно по этой причине не имеют смысла многократные упражнения над тем, что ему непонятно в силу несоответствия заданий актуальному уровню развития и возможностям малыша, «натаскивание» ребенка и уж тем более выводы на предмет его способностей! 

Чтение, счет и звуко-буквенный анализ – это оперирование знаковыми системами. Они требуют активности пространственного и фонематического восприятия, способности к абстрагированию, которые зарождаются в других видах деятельности, а потом, окрепнув, «обслуживают» специальные навыки, развиваясь и закрепляясь в них. В такой ситуации ребенок «без мук» овладевает новыми знаниями. Если двигаться в обратном направлении, малыш конечно же всему научится, но за счет других важных умений, внутренних ресурсов и, к сожалению, способностей. 

 

УРОК 2

Наблюдение стимулирует направленный интерес, побуждает ребенка задавать вопросы. Постепенно любопытство становится качеством личности, формируется устойчивая познавательная активность – залог успеха будущего первоклашки даже при отсутствии специальных школьных знаний. Пытливый и живой ум, способность делать выводы и умозаключения, владение понятиями и развитая речь позволяет ему все «схватывать на лету».

Целый мир под рукой

Для того чтобы за три летних месяца подготовить ребенка должным образом к школе, многого на самом деле не надо. Во-первых, если природе не мешать, не вмешиваться вероломно в развитие малыша с «высшей» математикой и техникой чтения раньше времени, а дать ему вдоволь наиграться и набегаться, то считайте, 50% работы уже сделано. А если добавить к этому наше искреннее желание общаться со своим чадом, то немного воображения и свободного времени – и можно спать спокойно. 

Едете ли вы за границу или собираетесь навестить бабушку в деревне, есть ли у вас под рукой многофункциональные устройства, способные вместить в себя все учебники для первого класса, или только альбом и цветные карандаши – не важно. Главное, что каждую секунду вас окружает многогранный и удивительный мир. Достаточно вместе с малышом внимательно наблюдать за его явлениями и объектами, подмечать и обсуждать мелочи, устанавливать между ними взаимосвязи, постепенно составляя целостную систему представлений об окружающем, – и развивающий эффект от приятного общения друг с другом не заставит себя долго ждать. Но для этого нужно знать несколько нехитрых секретов:

  • Если вы скажете ребенку: «Посмотри в окно, ну... Что ты там видишь?» – он, скорее всего, растеряется. Наблюдать нужно не вообще, а за конкретным объектом или явлением. 
  • Не стоит думать, что внимания достойны только сверхъестественные события: проплывающий мимо окон вашей многоэтажки воздушный шар или без предупреждения посетивший ресторан быстрого питания президент. Вспомните себя в детстве, когда любая мелочь вызывала интерес: муравей, пытающийся нести поверженную гусеницу; летящая, подгоняемая ветром газета; меняющий колесо машины шофер. Каждая, даже незначительная на первый взгляд вещь может стать объектом наблюдения. Визуальный ряд, который сопровождает жизнь наших детей намного ярче и многообразней, чем был в нашем детстве, поэтому им сложнее сосредотачиваться на обычных мелочах, подмечать их своеобразие. Попробуйте обратить на них внимание ребенка, и вы увидите, какое удивление вызовут у него маленькие фрагменты огромного мира. А удивление рождает интерес, пробуждает жажду познания. 
  • В каких-то достаточно сложных вещах наши дети разбираются прекрасно, а самые элементарные представления остаются без внимания. Подчас первоклашку, рассуждающего о том, что у Юпитера газообразная поверхность, может поставить в тупик вопрос о том, сколько ног у паука. Спросите шестилетку о том, чем домашние животные отличаются от диких, какую пользу приносят человеку лошадь, овца или собака, какие виды транспорта бывают, чем экскаватор отличается от бульдозера, откуда в магазине берется хлеб?.. Чаще всего малыши отвечают односложно, потому что им не хватает опыта и словарного запаса. Наблюдая вместе со своим чадом «за жизнью», старайтесь строить цепочку причинно-следственных связей, обогащая словарь ребенка новыми понятиями, а мышление – новыми представлениями. 
  • Объектом наблюдения, как мы уже говорили, может стать что угодно: явления природы, поступки людей, повадки животных, чей-то труд, работа машин и механизмов и многое другое. Одно может просто веселить, другое – с чем-то знакомить, третье – нравственно обогащать. Каждое наблюдение должно быть «замкнутым», содержать очевидные для малыша выводы, к которым вы вместе придете в ходе беседы и рассуждения. 





 

УРОК 3

Летом перед школой главное – это поддержать познавательную и умственную активность ребенка, укрепить его физически и психологически, создать максимально благоприятный фон для его естественного развития.

Почитаем по дороге

А все, что «нажито непосильным трудом», – не пропадет! Навык чтения, непосредственно умение сливать звуки в слоги, а слоги в слова – это как умение, например, кататься на велосипеде. Если вы однажды поймали равновесие, то даже с перерывом в несколько лет сядете и поедете.

Понимание смысла прочитанного зависит от уровня развития фонематического слуха и читательского опыта. Сосредотачиваясь на слиянии фонем, ребенок не слышит себя, поэтому не понимает, что читает. Если такая проблема существует, то летом лучше заниматься не техникой чтения, а развитием фонематического слуха. Для этого достаточно читать вывески, объявления, табло в аэропорту. Два-три слова вместе нараспев с целью «услышать себя». Чтобы активизировать восприятие, сначала можно предложить ребенку закрыть глаза и рассказывать о том, какие звуки он слышит, кто и что, по его мнению, их издает. Играйте в слова – это поможет крохе научиться выделять в слове звуки, дифференцируя их:

  • придумывайте как можно больше слов на заданный звук;
  • по аналогии с игрой в города называйте животных, растения, имена и так далее;
  • спросите: если бы твое имя (или любое другое слово) начиналось со звука …, как бы тебя звали (как бы это называлось)? Это очень веселое упражнение, а положительные эмоции – двигатель детской деятельности. 

Как только фонематическое восприятие ребенка будет достаточно хорошо развито, читать ему станет значительно легче, и делать он это будет с большим удовольствием. И звуко-буквенный анализ будет первоклашке по плечу, даже если он не тренировался до этого неустанно целое лето. 

Уделить специальное внимание стоит, пожалуй, только мелкой моторике руки. Важно, чтобы будущий школьник правильно держал карандаш и ручку и во время работы ими не напрягал предплечье, верхнюю часть руки и плечо. Иначе, выполняя письменные работы, он будет быстро и сильно утомляться, нерационально расходуя энергию и снижая концентрацию внимания. 

Приобретите ребенку раскраски с его любимыми персонажами и коробку цветных карандашей. Ненавязчиво следите за тем, чтобы он правильно сидел, а локоть рабочей руки лежал на столе. Ничто так хорошо не тренирует навык работы кистью руки, как закрашивание и штриховка. 

Последний штрих

Хорошая погода, прекрасное настроение, новые впечатления, интересная книга, которую вы вместе прочтете за время летних каникул, настольные игры для всей семьи, и ваш первоклассник – мечта учителя!

Источник: admin
08.07.2016 11:05